Было столько слов о том, что никогда ни в коем случае нельзя обвинять в своих бедах никого, кроме себя. По идее это должно сделать человека сильным, заставить принять всю ответственность за свою жизнь. Чертов Сартр со своим экзистенциализмом.
Сложно переть против устоявшегося мнения общества. Но что если далеко не всё подвластно нам. Мне страшно признать, но мое «я» было убито другим человеком. Да, у меня была возможность избежать. Да, в этой перспективе вина лежит только на мне. Но выбор, который был передо мной, примерно сопоставим с прыжком со скалы и утопанием в болоте.
Всегда найдется человек, который скажет – лучше было болото, и всегда найдется другой, который скажет – уж лучше прыгнуть. Но теперь я хотя бы знаю, что эти слова не имеют никакого значения, когда я принимаю собственные решения.
Если бы каждый великий человек слушал других больше, чем себя – он никогда бы не стал великим. Писатели не опубликовали бы своих книг, если бы им говорили, что они пишут ужасно, художники не написали бы своих картин, если бы их технику прямо называли убогой, знаменитые модели никогда бы не появились на подиуме, если бы все продолжали считать их уродинами.
Я мечтаю окружить себя ценителями того, чем я есть и того, что я создаю. Но пока этого не случилось – я не желаю обвинять себя в том, что кому-то я не нравлюсь. Даже если это самые близкие люди.